Школы ввели онлайн-уроки, используя по своему усмотрению разные интернет-платформы, например, государственную — «Российская электронная школа» (РЭШ), или частные, такие как «Школьная цифровая платформа», «Фоксфорд», «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng, «Решу ВПР» и другие. Чтобы приспособиться к новым условиям, учителям пришлось освоить веб-сервисы для проведения видеоконференций, онлайн-встреч, обмена файлами: Zoom, Google Classroom, Discord. С их помощью можно общаться с детьми, вести переписку, давать задания, проверять их.
В нашей республике уже в первый день почти все учебные платформы, на которых работают учителя,
оказались крайне перегружены, и у многих пользователей возникла проблема со входом. Педагогам пришлось мобилизоваться и искать новые пути передачи информации. Но через некоторое время все заработало.
Если изначально планировалось проводить 42 тысячи онлайн-уроков, в первые дни дистанционного обучения (ДО) удавалось проводить лишь 25 тысяч занятий.
«Если вы ещё 2-3 дня вот так провозитесь, у детей напрочь пропадет желание учиться», — сказал тогда глава республики Радий Хабиров. Первой неделе дистанционного обучения он поставил «тройку».
Во вторую неделю дистанционного обучения количество онлайн-уроков увеличилось до 35 тысяч. Из 488 тысяч учеников онлайн сейчас занимаются 312 тысяч. На 17 апреля охват составил уже 79,5% — почти 380 тысяч детей получают образование онлайн, информирует Минобразования РБ.
«Башинформ» собрал отзывы разных сторон, как удается адаптироваться к такому формату учебы.
Родители о дистанционном обучении
«Это не учёба, это вред здоровью детей и родителей, — пишет Алина Чернейкина. — Очень сильный стресс, большая нагрузка. Считаю, что нужно оставить только важные основные предметы (2-3 предмета) младшему и среднему звену хотя бы».
«Дети устали сидеть в четырех стенах, без свежего воздуха. Время на обучение занимает весь день, с утра до вечера. Надо самостоятельно разобрать материал новый, а потом ещё выполнить задания по каждому предмету и отправить учителям на проверку. И так каждый день по 7 уроков», — сетует другой родитель.
«Первые два дня были особенно трудными», — говорит мать 4-х детей Вера Казанцева из села Юмагузино.
«Мы не знали, что такое Zoom, кейс-технологии, как 25 учеников одновременно могут выходить на связь с учителем. Но на помощь пришли классные руководители, которые все объяснили. Мы довольны, всё у нас организованно. Там, где справляются многодетные семьи, должно получиться и у всех остальных. Я уверена, что всё у нас получится в это сложное для всей страны время», — добавляет родительница.
Дистанционное обучение открывает для детей новые возможности, уверены в еще одной многодетной семье. В семье Гайсиных из Кигинского района воспитываются четверо детей. Старшая Аделина — студентка медколледжа. Идалина – учится в 8 классе, Юлиана — в 5-м, Эмиль в 1-м.
«Было тяжело в первый день. Пришлось выходить из зоны комфорта. У младшего обучение идет по телевизору, у девочек – на платформах, а онлайн уроки проходят в Zoom. Хорошо, что они сами разбираются в новых технологиях и впитывают, как губка, всю информацию. Неправильные пароли, слезы и ощущение, что мы не успеваем – все позади! Сейчас дети почувствовали «вкус» дистанционного обучения. Каждый помнит свое расписание, онлайн уроки, самостоятельные работы и срок сдачи домашнего задания. Мы пришли к осознанию, что дистанционное обучение открывает новые возможности, оттачивает навыки работы с гаджетами и учит перерабатывать большое количество информации в сжатые сроки» — говорит мама Юлия Гайсина.
Многие родители признаются, что поняли, насколько сложно приходится учителям.
«Огромная благодарность педагогам, которые хвалят детей, вопреки всем сложностям, потому что школьники тоже переживают нелегкое, нетипичное время, но любят школу и хотят познавать», — пишут в соцсетях одни.
«Учителя очень стараются, большое им уважение», — вторят другие. — Педагоги, сейчас, действительно, работают на пределе, а родители не перестают ныть. Как им бедным тяжело. А у учителей сколько классов? Сколько учеников? Сколько всего надо проверить, оформить, заполнить. Подготовить следующие уроки. Работы море! И это под таким информационным прессингом!».
Учителя о дистанционной учебе
«Я — учитель, мой муж тоже. В семье два подростка. Все на уроках. Знаю ситуацию изнутри, — пишет педагог из Дюртюлей. — Я считаю себя человеком, владеющим компьютерными технологиями на высоком уровне, но даже мне приходится с утра до вечера и полночи без выходных сидеть за компьютером, чтобы подготовить уроки, проверить задания детей. Посмотрите средний возраст учителей в школах, многие очень тяжело привыкают к новым условиям проведения уроков. Большая часть моих коллег на пределе».
Приобретаемые сегодня учениками способы дистанционного получения знаний помогут им впоследствии адаптироваться в современной жизни, уверена учитель русского языка и литературы гимназии села Кушнаренково Ирина Гизатуллина.
«Ещё Леонардо да Винчи говорил: «Повсюду ты находишь, чему учиться». Дети удивляют: они с удовольствием учатся в новых условиях. Переживают, что не всё поняли в кейсах с заданиями и создают группы, не боятся задавать вопросы. Одноклассники, которые уже поняли задание, раньше учителя объясняют непонятое другим. Работает не только привычная система «учитель-ученик», но и «ученик-ученик».
«Особенно тяжело приходится классным руководителям, — рассказала «Башинформу» учитель русского языка и литературы из Уфы. — Нам приходится и уроки вести, и проблемы класса решать. К примеру, сложный возраст у моих восьмиклассников. Кого-то приходится будить на урок, другой не смог подключиться к уроку, у кого-то не выдерживают нервы. Каждое выполненное школьником задание нужно прокомментировать, очень от этого устаю. Плюс обилие информации в многочисленных чатах в телефоне — у меня их 12. Каждый день мы сдаем отчет — технологическую карту, что делали с детьми, как провели урок, все нужно вбить в дневник. У некоторых учителей к урокам подключаются методисты, контролируют процесс. В целом это большой стресс для всех — учителей, детей, родителей. Плюсы дистанционного обучения — что находишься дома, что зарплата остается прежней. Но минусов гораздо больше и ничего ведь не поделаешь. В большинстве дети не учатся, домашние задания присылают так себе. К тому же нельзя ставить плохие оценки. Дети относятся к учителям как к друзьям, допускают непристойности. Идет больше психологическое давление. Но самый огромный недостаток — что нет единой онлайн платформы: кто-то ведет уроки в WhatsApp, кто-то в интернете. Считаю дистанционное обучение очень непродуктивным, это бессмысленная трата времени».
Школьники о дистанционной учебе
Иван, 6 класс: Мне нравится так учиться. Всего лишь два урока, на которых, честно говоря, мы больше смеемся над учителями. По сути, мы отдыхаем.
Алмаз, 3 класс: Лучше, конечно, учиться в школе. Потому что там есть учитель. Но раз карантин, надо учиться из дома.
Аделина, 2 класс: Я бы внесла некоторые правки в сервер дистанционного обучения, потому что от такого количества детей там все долго загружается. Скучаю по школе, учителям и одноклассникам.
Малика, 8 класс. Уроки на ДО сокращенные, и остается много материалов, которые нам приходится изучать самостоятельно. А дома очень сложно себя организовать.
Действительно, к всеобщему дистанту система образования оказалась не готова. За такой короткий срок, подготовиться к полноценному образовательному процессу онлайн было невозможно. И дело не только в выходе из зоны комфорта как учителей, так и учеников.
Есть и техническая сторона. Не все школьники обеспечены доступом в интернет, не у каждого есть компьютеры. Такой категории учеников учителя доставляют задания сами. Но продолжать обучение, получать задание через интернет приходится и студентам, находящимся на временной изоляции в деревнях. Жители некоторых сел, чтобы поймать интернет, например, выезжают из сел на трассы. Мы
писали, как Межевская дорога в Кигинском районе стала местом обучения некоторых ребят.
Минцифры РБ на совещаниях постоянно докладывает, что делается все для устранения технических неполадок, что провайдеры максимально поднимают скорость.
По данным ведомства, в настоящее время в Башкортостане широкополосный доступ к интернету есть у 86% населения, отсутствует доступ к ШПД у 13,7% жителей. 97% населения республики проживают в зоне охвата услуг сотовой связи, отсутствует связь у 2,6% населения республики.